Буданова Анастасия Александровна - учитель-логопед

Конспект индивидуального занятия


Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р.

Цель:

коррекционно-развивающие

-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;

-расширять знания о звуках.

коррекционно-образовательные:

-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

коррекционно-воспитательные:

-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.

 

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки, игрушка медвежонок, пособие на развитие речевого дыхания «футбол».

 

1.Организационный момент.
Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким медвежонком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!

2.Основная часть
Дыхательная гимнастика: «Загони мяч в ворота».
Выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Для начала мы покажем, как сильно надо выдыхать.

Упражнение для языка

Инструкция:

«Каждое упражнение выполняй четко, медленно, под счет от 1 до 8»

1. Язык широко распластать и просунуть между зубами.

Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык.

Язык и губы при этом не напряжены,

ладонью руки, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

2. «Лошадка»

Инструкция:

«Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и пощелкай кончиком языка.

Щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал бы вниз. Нижняя челюсть неподвижна».

С переменным темпом

· Быстро (под счет от 1 до 8)

· медленно

3. «Барабанщики»

Инструкция:

«Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д» (до 5 раз)

. 4. «Болтушка»

Инструкция:

«Высунутый широкий язык на звуке А быстро «болтается» сначала»

· между губами,

· между зубами

· за альвеолами

Произносим одноударный Р в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру» с форсированным произнесением последнего слога.

Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной

Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

- Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (звонкий)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

Постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью.
Давай немного погуляем с медвежонком по лесу. Посмотри-ка, по лесной дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи медвежонку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой. (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Ребенок выполняет.

 Немного дальше дети собирают грибы. Помоги ему, подай им только те грибы, если в слове слышится звук [р]. А медвежонок тебе поможет. Логопед поочередно предлагает ребенку грибы, на которых нарисованы изображения предметов и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Ребенок должен взять гриб, кото­рый  логопед сопровождает словом со звуком [р].

Собрали дети грибы и пошли к автобусу водитель машину и завел. Покажи медвежонку, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью). Ребенок выполняет.

Посмотри, медвежонок побежал за автобусом, а из автобуса слышны слова. Послушай их, если  слово оканчивается звуком Р, клади оранжевый жетон. Если звуком Л– голубой.

Слова: запер, пол, пар, гнал, бугор, бежал, забор, , мухомор, стул, набор

10. Итог занятия.

Медвежонок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается (постановка звука [р] с механической помощью). Ребенок выполняет.

 

30 октября 2016 в 11:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.